Главная страница
В случае если вы просматривая наш сайт потерялись,вы всегда можете нажать на домик и вернуться на главную.
Об организации
Информация о Национальной телефонной линии доверия для детей и молодежи номер 150
Наши публикации
Чтобы узнать о нас больше,ознакомьтесь с нашими публикациями линейками,электронным бюллетенем.
Мониторинг звонков
В этом разделе публикуются результаты регулярного мониторинга звонков поступающих на телефоны доверия.
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Добавить новость
Главная страница Вопрос/Ответ Форум Правила сайта Коды банеров


Друзья сайта

Литературный Казахстан

Три столицы в лицах: Верный, Алма-Ата, Алматы - персональный сайт Владимира Проскурина

Творческие женщины Казахстана

Философия души. Персональный сайт Индиры Зариповой

Каталог гуманитарных интернет-ресурсов Казахстана

Казахстанская Академия журналистского мастерства

Наука Казахстана

Памяти Александра Володина

ОФ "Экологический центр"

Қоғамдық-саяси ақпараттық интернет портал

Получить свой бесплатный сайт в UcoZ!

Главная » Статьи » Дайжест прессы. Россия

Варганова И.М. Специфика обращений подростков из бинациональных семей на Телефон Доверия
Варганова И.М. Специфика обращений подростков из бинациональных семей на Телефон Доверия для подростков и молодёжи Г. Астрахани
Источник: Варганова И.М. Специфика обращений подростков из бинациональных семей на Телефон Доверия для подростков и молодёжи Г. Астрахани. //Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений IIМеждународной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007 –С. 21-25 http://td-astrakhan.ucoz.ru/publ/2-1-0-24
 
Астраханский регион - один из самых многонациональных регионов нашей страны. В последние годы количество смешанных браков, заключаемых в Астрахани, заметно возросло, и они составляют порядка 30%. [2] Бинациональная семья – это объединение чаще всего совместно проживающих лиц разных национальностей, связанных взаимными правами и обязанностями.[6] К сожалению, нередко в  итоге такого взаимодействия двух самобытных культур возникают конфликты, которые могут проявляться в разных сферах семейной жизни: в сфере распределения  обязанностей, обустройства быта, организации досуга, в сфере представлений об идеальной семье, в сфере воспитания детей. Воспитание – одна из важнейших функций семьи. Именно семья закладывает основы развития и становления личности ребёнка. В смешанной семье этот процесс происходит неоднозначно. Возникающие трудности в идентификации приводят к тому, что этническое самосознание ребенка не сможет гармонично развиваться, а будет входить в противоречие с окружающим и собственным внутренним миром.
В связи с этим представляется необходимым рассмотреть психологические проблемы, которые могут возникать у детей воспитывающихся в бинациональной семье. В данной работе мы будем акцентировать внимание на детях 12-15 лет, то есть на подростках. Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Сами родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности. Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям и фетишам, что напрямую связано с национальной принадлежностью.[5]
Статистика обращений, касающихся подобных проблем на Телефон Доверия за последние 3 года показывает следующее:
13% подростков обращаются на Телефон Доверия по проблемам взаимоотношений с родителями; в частности переживания по поводу трудности или невозможности следовать ожиданиям семьи.
24% – по проблемам в любовных отношениях; в частности переживания по поводу психологической совместимости с любимым, конфликтные отношения с родителями любимого.
20% - конфликты со сверстниками; в частности проблемы выбора референтной группы.
35% - по проблеме принятия себя; в частности переживания по поводу своей национальности.
8% - по проблемам адаптации, которая часто связана с эмиграцией.
Родители также обращаются на Телефон Доверия с проблемами сходного характера.
Как показывает статистика, наибольший процент приходится на категорию проблем принятия себя. Одной из наиболее важных проблем, по нашему мнению, является проблема этнической идентификации подростка. Этническая идентификация-причисление себя к группе людей определённой национальности. Ребенок, рожденный в бинациональной семье, имеет дискомфорт при выборе нации, так как не существует четкой ясности в принадлежности к какой-либо национальности, в связи с тем, что родители могут принадлежать не только к разным нациям, но и исповедовать разную веру. Возникающие трудности в идентификации приводят к тому, что этническое самосознание ребенка не сможет гармонично развиваться, а будет входить в противоречие с окружающим и собственным внутренним миром. Каждый ребенок имеет свои жизненные потребности, в том числе и потребность в культурной идентификации и в принятии его как представителя этой культуры. Если потребность удовлетворяется, то он имеет адекватную самооценку. Если же по некоторым причинам эта потребность не находит своего отражения в действительности, то у ребенка начинают появляться проблемы в разных сферах его существования. Неприятие ребенка из-за его национальной принадлежности может являться причиной нарушений в процессе его этнической идентификации.
Идентификация происходит на основе подражания, когда ребёнок осознанно или не осознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живёт. Конфликты, проблемы и связанные с ними переживания, заставляющие ребенка обращаться на Телефон Доверия, возникают в случае, когда этническая идентификация осуществляется на основе принуждения, и орудиями принуждения могут служить целенаправленное воспитательное воздействие родителей, принуждение к соблюдению традиций.
Приведем в пример один из проблемных звонков на Телефон Доверия. Абонент встречается с молодым человеком другой национальности, они хотят создать семью, но родители абонента против такого союза. Основной причиной является то, что любимый человек абонента другой национальности. На этой почве у абонента возникают постоянные конфликтные столкновения и с родителями, и с молодым человеком, что и послужило стимулом к обращению на Телефон Доверия.
Ведущим видом деятельности у подростка являются отношения со сверстниками. Группа сверстников – это важнейшая инстанция социализации подростка. На этом этапе происходит становление важнейших по степени близости отношений. Трудности и нарушения в этнической идентификации могут осложнять этот процесс, так как зачастую подростки склонны образовывать микрогруппы по национальному признаку.
Подросток, обращаясь на Телефон Доверия, может озвучивать свою проблему как невозможность влиться в школьный коллектив, конфликты с одноклассниками, учителями, непонимание родителей и т.д., естественно, не осознавая, что это может быть связано с проблемами этнической идентификации.
Примером в этом случае может послужить обращение одного из абонентов, в котором он обозначил следующую проблему. Абонент перешел в новую школу, где преимущественно учатся люди другой национальности. Абоненту трудно найти общий язык с одноклассниками, во-первых, из-за недостаточного уровня владения языком, во-вторых, из-за того, что особенности его национального характера не совместимы с особенностями той культуры, которая теперь окружает абонента.
Еще одной, не менее важной проблемой является проблема этнической стереотипизации. Опираясь на свои национальные стереотипы, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям той или иной национальности. Этнический стереотип следует понимать как упрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех его представителей. На стереотипы большое влияние оказывают реальные межэтнические отношения. Оценка событий происходящих на мировой арене. переносится на представителей наций, тем самым влияя на процесс идентификации. В школе подростки очень часто становятся жертвами насмешек, обусловленных этническими стереотипами (жадность евреев, медлительность эстонцев и т.д.). Из-за этого подростки не хотят ходить в школу, следовательно, начинают хуже учиться, возникают проблемы с родителями. Проблемы накапливаются как снежный ком и, задача консультанта Телефона доверия - понять, что являлось первоначальной причиной и суметь не только оказать поддержку, но и научить подростка грамотному эффективному реагированию на возникающие конфликтные ситуации, обусловленные национальной принадлежностью.
В смешанных семьях остро встает проблема воспитания патриотизма у детей. Что подросток будет считать своей родиной – страну, где он родился, культуру, в которой воспитывался, культуру отца или матери  - это зависит от многих факторов. Прежде всего от изначальной родительской установки. Если у родителей нет на этот счет единого мнения, и между ними возникают разногласия, то это не может не отразиться на психологическом самочувствии подростка. Непоследовательность в воспитании приводит как к открытым конфликтным столкновениям в семье, так и к возникновению внутренних противоречий.
Также в бинациональной семье возникают языковые проблемы. Разница, как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, намерений, мотивов партнеров по общению.
Актуальность вышеперечисленных проблем в смешанной семье предъявляет повышенные требования к психологической устойчивости подростка, к его способности переносить стрессовые ситуации, умению совладать с жизненными трудностями. В связи  с этим наблюдается тревожная тенденция роста различных социальных отклонений в подростковой среде. Они нуждаются в конкретной помощи психолога: как себя вести, как справляться с психологическими трудностями. Именно Телефон Доверия является самым доступным средством получения  подобной помощи.[3]
Необходимо иметь в виду, что реакции консультанта Телефона Доверия также обусловлены его этническим и культурным происхождением. Чтобы быть оптимально эффективным при работе с самым широким кругом клиентов, консультант должен развивать культурную компетентность. Это способность работать с представителями разных национальностей без дискриминации и предубеждений. Керл отметил общие культурно обусловленные ошибки в работе консультантов:
1.    Недооценка важности этнической принадлежности.
2.    Переоценка важности этнической принадлежности.
3.    Непонимание реальной культурной ситуации. [4]
Этническая принадлежность – такая фундаментальная часть личности и жизненного опыта человека, которая целиком и полностью отражается в его видении мира. Психолог-консультант, работающий с подростками из бинациональных семей должен учитывать:
- как влияют национально-психологические особенности на характер межличностных отношений между родителями, детьми и другими членами семьи в ходе совместного проживания, взаимодействия и общения на выработку принципиально важных общих решений, специфику воспитательных и иных воздействий;
- в чем состоят национальные отличия в традициях и способах формирования национально-своеобразной личности в семьях, где родители являются представителями разных национальностей, с характерными для каждого из них моральными и нравственными ценностями, формами поведения и деятельности, специфическим мировосприятием и миропониманием;
- как анализировать и правильно оценивать факторы и причины возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.
Подросткам из бинациональных семей должна оказываться психологическая поддержка, так как перед ними, встает ряд дополнительных сложных проблем, которые они часто не в силах  решить без квалифицированной помощи специалистов-психологов.
Литература.
1. Гасанов Н.Н. Межнациональный брак и семья как фактор национального согласия. – Махачкала, 2004.
2. Лапина. Хронометр: период. Издание. №4, 2006.
3. Лукьяненко Е.А. «Молодежная политика». Из опыта работы «Телефона Доверия». - Астрахань – 1998.
4. О'Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии – СПб.: Питер,2002 – 464 с.
5. Петрова О.О. Возрастная психология – Ростов н/Д: «Феникс»,2005- 224 с.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 320с.
http://td-astrakhan.ucoz.ru/publ/2-1-0-24
Категория: Дайжест прессы. Россия | Добавил: Людмила (12.09.2009)
Просмотров: 862 | Теги: Опыт Астрахани | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Праздники
Информер праздники сегодня
Опрос
Уважаемый гости! Просим Вас принять участие в наших опросах.Ваши ответы очень важны для нас.
Блог
Делимся своими проблемами и проблемами друзей!» в блоге сайта
Фотогалерея
У нас расположена галерея с различной графикой,презентаций мероприятия нашего города.
Контакты
Вы хотите что-то сообщить задать вопрос или просто прислать отзыв?То звоните и пишите нам!
Хостинг от
Copyright Telefon150.kz © 2018
Design by Murik
Все материалы принадлежат их создателям, при перепечатке ссылка на первоисточник обязательна. Наш сайт предназначен для детей и молодежи в возрасте от 5-25.У нас можно найти развивающие игры для детей, Конкурс Каля-Маля Галерея детских рисунков,определение лучшего рисунка месяца.